Печать

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ – ТАК ЛИ ОНИ БЕЗОПАСНЫ?

Проблемы, с которыми сталкиваются современные родители, отличаются от тех, которые возникали ещё десятилетие назад. И, пожалуй, главные проблемы связаны с компьютерным общением и использованием всевозможных гаджетов.

В подростковом возрасте меняются приоритеты. Это в дошкольном возрасте мама и папа были главными в жизни. Теперь главными становятся друзья. А у многих нынешних подростков главный друг — компьютер. При этом у них довольно быстро формируется компьютерная зависимость, особенно у мальчиков. А родители не успевают объяснить своему чаду, что компьютер — только средство для облегчения жизни. Отгораживаться от реальности, уходить в виртуальные миры очень вредно для психологического здоровья в первую очередь. Желательно вовремя найти возможность контролировать общение своего ребёнка с компьютером и гаджетами.

В зоне риска по компьютерной зависимости дети, на большую часть дня остающиеся без присмотра родителей, зачастую контролирующих своё чадо только посредством сотового телефона. Хотя бы в выходные дни, когда вы дома, понаблюдайте за поведением ребёнка.

Ваш ребёнок в зоне риска по компьютерной зависимости, если:

  • Он всё время проводит за компьютером или гаджетами (планшетом, сотовым телефоном, айфоном и др.), стал замкнутым, необщительным.
  • Хорошее настроение у ребёнка только за компьютером. Если его отвлекают, он раздражается, становится агрессивным.
  • Плохо спит. Часто снятся кошмары.
  • Худеет, потому что вовремя не ест, не может оторваться от компьютера.
  • Разговаривает компьютерными терминами.
  • Забросил привычные занятия — например, перестал гулять или звонить друзьям.
  • Вы заметили, что он ворует у вас деньги.
  • Забросил привычные занятия — например, перестал гулять или звонить друзьям.
  • Сузился круг интересов.
  • Скрывает от вас, сколько времени проводит за компьютером. Начинает врать, самое популярное враньё: “Готовлюсь к контрольной”.

Иногда взрослые считают, что компьютерные игры – не худшее из зол. Мол, сидит ребёнок целый день дома, не шляется с плохой компанией, и это хорошо. На самом же деле, с головой погружаясь в виртуальный мир, дети теряют ориентиры, забывают, как общаться с людьми, как вести себя в реальной жизни.

Компьютерные игры делятся на ролевые и неролевые. К неролевым играм относят: головоломки, игры на быстроту реакции, как правило, без сюжета, азартные игры — компьютерный вариант карточных игр, рулетки и игровых автоматов. Они не так опасны.

Из ролевых игр больше всего засасывают те, в которых геймер — на компьютерном жаргоне, тот, кто много играет в видеоигры, — видит мир глазами компьютерного героя. Через какое-то время игрок начинает терять связь с реальностью. Он практически переносит себя в виртуальный мир. Пройти игру становится для него смыслом и целью жизни.

А мир многих ролевых игр - сплошное насилие и жестокость: разделайся с теми, кто тебе неприятен и враждебен. Олицетворяя себя с героями ролевых игр, подросток начинает вести себя соответственно и неудачи в игре воспринимать как катастрофу. Отсюда враждебность против любого, кто будет мешать игре.

А в реальной жизни начинаются конфликты со сверстниками и педагогами, резко падает успеваемость, вообще пропадает интерес к учёбе. Психологи называют такую ситуацию “дезадаптацией. А основной причиной дезадаптации подростка считают влияние Интернета. Если сразу не принять меры, заканчивается это либо резкой агрессией ко всему окружению, либо тяжёлой депрессией, вялостью, апатией.

Те, кто не выпускает из рук смартфон, начинают страдать зависимостью от гаджета: чувствуют себя без него не в своей тарелке. Они каждые пять минут достают свой смартфон для подтверждения связи с окружающим миром.

При уже сформировавшейся зависимости подростка (и взрослого) невозможно оторвать от компьютерных игр. Почему? Главная причина в том, что игрок уходит в иллюзорный мир, где у него свои достижения, где он добивается высоких результатов, в отличие от реальной жизни. Затем — играет уже в силу привычки, потому что так жить проще, для него это — своеобразная разрядка или уход от проблем.

Основные признаки компьютерной зависимости и

рекомендации для родителей:

1. Увлеченность на стадии освоения

Признаки:

  • Долгое сидение у компьютера.
  • Высокая концентрация внимания
  • Эмоциональное возбуждение во время и после игры.

Что необходимо предпринимать родителям:

  • Настаивать на соблюдении временного режима (количество времени,

которое ребёнок может проводить за компьютером без ущерба для здоровья).

  • Предложить ребёнку что-то более интересное.
  • Переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и т.д.).
  • Ненавязчивая цензура компьютерных игр (сайтов в Интернете), в которые играет ребёнок.

2. Состояние возможной зависимости

Признаки:

  • Сильная погружённость в игру (или Интернет), нахождение за компьютером более 3-х часов в день.
  • Снижение интереса к учёбе, падение успеваемости.
  • Негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре в компьютерные игры.
  • Сужение круга общения (разговоры только о компьютере).
  • Потеря аппетита, плохой сон, жалобы на головные боли, проблемы с желудком.

Что необходимо предпринимать родителям:

  • Осуществлять ненавязчивый контроль за другой деятельностью ребёнка (посещение кружков, секций, участие в общественной жизни класса или школы).
  • Настаивать на соблюдении временного режима нахождения ребёнка за компьютером.
  • Не позволять ребёнку выходить в Интернет бесконтрольно.
  • Больше общаться с ребёнком, вовлекая его в процесс решения реальных проблем.
  • Обращение к психологу, специалисту по нехимическим зависимостям.

3. Выраженная зависимость

Признаки:

  • Ребёнок не контролирует себя.
  • Явная эмоциональная неустойчивость (при нежелательном прекращении игры может бурно реагировать, или не реагировать никак, выглядеть так, словно погружён сам в себя).
  • Уходы из дома с целью поиграть в компьютерные игры у друзей или в компьютерном клубе.
  • Угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером.

Что необходимо предпринимать родителям:

  • Ребёнок нуждается в квалифицированной помощи специалиста, т.к. в дальнейшем очень быстро может перейти на стадию клинической зависимости, при которой помощь оказывается врачом-психиатром в стационаре.

При развитии зависимости у подростка от компьютера и гаджетов взрослые обычно поступают радикально — пытаются запретить ему играть на компьютере. Но нужно понимать: если мы лишаем ребёнка чего-то значимого для него, необходимо найти этому замену. В подростковом возрасте слово «нельзя» говорить неприемлемо — сразу возникает протест. Нужно искать индивидуальные варианты решения возникшей проблемы.

Больше времени проводите вместе, выезжайте на природу, чаще посещайте вместе места, где много его сверстников, например каток. То есть включитесь в жизнь подростка непосредственно, а не дистанционно. Когда родители являются для чада значимыми людьми, когда в семье существует тёплая доверительная атмосфера, тогда у подростка и не возникает желания уйти в компьютер. Запишите ребёнка в спортивную секцию или театральную студию. Если не можете справиться сами, обращайтесь к специалистам, психологам, психиатрам, наркологам.

Запрещать пользоваться компьютером совсем нельзя. Мы живём в век технологий, и знания в этой области будут необходимы в будущем. Компьютер — незаменимый помощник в учёбе. У школьников сейчас широкое поле деятельности: различные презентации, рефераты. Главное не переусердствовать! Необходимо контролировать время, которое подросток проводит за компьютером.

В норме с пятого по седьмой класс (11—14 лет) непрерывно можно заниматься на компьютере 20 минут. В 15—16 лет — 25 минут. Подчёркиваем — непрерывного взора на экран. По длительности в день занятия и игры должны составлять: в 11—13 лет — один час, для старших — полтора часа.

Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребенка –

личный пример самих родителей!

Рекомендации психолога по преодолению игровой зависимости см. здесь

Тест Такера на выявление игровой зависимости см. здесь