Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Кабинет психолога

Печать

Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»

В позиции слушающего...

– проявите терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте ему высказаться;

– прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего – помочь ребенку в выражении своих проблем;

– не давайте оценок ребенку: если вы будите оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребенка;

– не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала – и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.

В позиции говорящего...

– не обвиняйте – не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте еще кого-то в том, что случилось;

– не придумывайте – не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;

– не защищайтесь – сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах, сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что-то же самое сделает и ребенок;

– не характеризуйте – не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты не внимателен, эгоистичен, неопытен, молод» и т.п., старайтесь выразить то, что вас беспокоит по существу;

– не обобщайте – избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приведите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.

Печать

Как следует родителям вести себя с ребенком, проявляющего признаки суицидального поведения

1. Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уверенность в том, что все хорошо. Заключение его в объятия позволяет одновременно оценить, насколько серьезно психически травмирован ребенок.

2. Попросите ребёнка рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.

3. Выслушав ребёнка, ободрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом следует произнести слова утешения, ободрения и поддержки. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё. Если выход из данной ситуации неочевиден, следует вместе с ребенком обратиться за помощью к специалисту.

4. Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник - дома или вне дома.

5. Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, следует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось. Готовность родителей защитить ребенка от несправедливости покажет ему, что он не одинок. Родителям необходимо дать почувствовать ребенку, что он им не безразличен и очень дорог и что родители его действительно очень любят.

6. Помогите ребенку преодолеть последствия обид и несправедливости. Родителям следует учить ребенка умению прощать.

При попытке суицида необходимо немедленно вызвать «скорую» медицинскую помощь, а тем временем постараться взять себя в руки и не паниковать. Не следует кричать, говорить следует спокойно и доброжелательно, ни в коем случае не упрекать ребенка или кого-то из родных в случившемся. В случае негативной реакции родителей на суицидное поведение подростка ситуация может усугубиться с дальнейшими негативными реакциями ребенка или уходом из дома. Во всяком случае это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом.

Печать

КАК РАСПОЗНАТЬ ПОДРОСТКА, ОБДУМЫВАЮЩЕГО САМОУБИЙСТВО?

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут: – прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить дальше»; – косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой» или «Тебе больше не придется обо мне волноваться»; – много шутить на тему самоубийства; – проявлять нездоровую заинтересованность темой смерти.

Поведенческие признаки

– раздавать другим вещи, имеющие для их хозяина большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;

– демонстрировать радикальные перемены в поведении: есть слишком мало или слишком много, спать слишком мало или слишком много, стать неряшливым, пропускать занятия в школе, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, находиться в подавленном настроении, быть замкнутым в семье и в компании друзей, быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру, ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

– проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если он социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным, живет в неблагополучной семье, ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального, предпринимал попытки суицида раньше, склонен к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи, перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей), излишне критически относится к себе.

Что делать?

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас нужен тот, кто готов нас выслушать.

Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже

имеют конкретный план самоубийства, ситуация более угрожающая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, еще недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам подростка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто сказать о своих проблемах.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

– Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)

– Ты думал когда-нибудь о самоубийстве? Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления.)

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны вводить вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психологу, врачу). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.Один психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь!

Вывод: суть любой поддержки человека, находящегося в ситуации депрессии, когда этот «фундамент смысла» жизни из-под ног ушел, дать ему другой, вернуть ему почву, вернуть ощущение того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл, покажите, что вы его любите. Кто это сделает, если не вы?

Печать

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ – ТАК ЛИ ОНИ БЕЗОПАСНЫ?

Проблемы, с которыми сталкиваются современные родители, отличаются от тех, которые возникали ещё десятилетие назад. И, пожалуй, главные проблемы связаны с компьютерным общением и использованием всевозможных гаджетов.

В подростковом возрасте меняются приоритеты. Это в дошкольном возрасте мама и папа были главными в жизни. Теперь главными становятся друзья. А у многих нынешних подростков главный друг — компьютер. При этом у них довольно быстро формируется компьютерная зависимость, особенно у мальчиков. А родители не успевают объяснить своему чаду, что компьютер — только средство для облегчения жизни. Отгораживаться от реальности, уходить в виртуальные миры очень вредно для психологического здоровья в первую очередь. Желательно вовремя найти возможность контролировать общение своего ребёнка с компьютером и гаджетами.

В зоне риска по компьютерной зависимости дети, на большую часть дня остающиеся без присмотра родителей, зачастую контролирующих своё чадо только посредством сотового телефона. Хотя бы в выходные дни, когда вы дома, понаблюдайте за поведением ребёнка.

Ваш ребёнок в зоне риска по компьютерной зависимости, если:

  • Он всё время проводит за компьютером или гаджетами (планшетом, сотовым телефоном, айфоном и др.), стал замкнутым, необщительным.
  • Хорошее настроение у ребёнка только за компьютером. Если его отвлекают, он раздражается, становится агрессивным.
  • Плохо спит. Часто снятся кошмары.
  • Худеет, потому что вовремя не ест, не может оторваться от компьютера.
  • Разговаривает компьютерными терминами.
  • Забросил привычные занятия — например, перестал гулять или звонить друзьям.
  • Вы заметили, что он ворует у вас деньги.
  • Забросил привычные занятия — например, перестал гулять или звонить друзьям.
  • Сузился круг интересов.
  • Скрывает от вас, сколько времени проводит за компьютером. Начинает врать, самое популярное враньё: “Готовлюсь к контрольной”.

Иногда взрослые считают, что компьютерные игры – не худшее из зол. Мол, сидит ребёнок целый день дома, не шляется с плохой компанией, и это хорошо. На самом же деле, с головой погружаясь в виртуальный мир, дети теряют ориентиры, забывают, как общаться с людьми, как вести себя в реальной жизни.

Компьютерные игры делятся на ролевые и неролевые. К неролевым играм относят: головоломки, игры на быстроту реакции, как правило, без сюжета, азартные игры — компьютерный вариант карточных игр, рулетки и игровых автоматов. Они не так опасны.

Из ролевых игр больше всего засасывают те, в которых геймер — на компьютерном жаргоне, тот, кто много играет в видеоигры, — видит мир глазами компьютерного героя. Через какое-то время игрок начинает терять связь с реальностью. Он практически переносит себя в виртуальный мир. Пройти игру становится для него смыслом и целью жизни.

А мир многих ролевых игр - сплошное насилие и жестокость: разделайся с теми, кто тебе неприятен и враждебен. Олицетворяя себя с героями ролевых игр, подросток начинает вести себя соответственно и неудачи в игре воспринимать как катастрофу. Отсюда враждебность против любого, кто будет мешать игре.

А в реальной жизни начинаются конфликты со сверстниками и педагогами, резко падает успеваемость, вообще пропадает интерес к учёбе. Психологи называют такую ситуацию “дезадаптацией. А основной причиной дезадаптации подростка считают влияние Интернета. Если сразу не принять меры, заканчивается это либо резкой агрессией ко всему окружению, либо тяжёлой депрессией, вялостью, апатией.

Те, кто не выпускает из рук смартфон, начинают страдать зависимостью от гаджета: чувствуют себя без него не в своей тарелке. Они каждые пять минут достают свой смартфон для подтверждения связи с окружающим миром.

При уже сформировавшейся зависимости подростка (и взрослого) невозможно оторвать от компьютерных игр. Почему? Главная причина в том, что игрок уходит в иллюзорный мир, где у него свои достижения, где он добивается высоких результатов, в отличие от реальной жизни. Затем — играет уже в силу привычки, потому что так жить проще, для него это — своеобразная разрядка или уход от проблем.

Основные признаки компьютерной зависимости и

рекомендации для родителей:

1. Увлеченность на стадии освоения

Признаки:

  • Долгое сидение у компьютера.
  • Высокая концентрация внимания
  • Эмоциональное возбуждение во время и после игры.

Что необходимо предпринимать родителям:

  • Настаивать на соблюдении временного режима (количество времени,

которое ребёнок может проводить за компьютером без ущерба для здоровья).

  • Предложить ребёнку что-то более интересное.
  • Переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и т.д.).
  • Ненавязчивая цензура компьютерных игр (сайтов в Интернете), в которые играет ребёнок.

2. Состояние возможной зависимости

Признаки:

  • Сильная погружённость в игру (или Интернет), нахождение за компьютером более 3-х часов в день.
  • Снижение интереса к учёбе, падение успеваемости.
  • Негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре в компьютерные игры.
  • Сужение круга общения (разговоры только о компьютере).
  • Потеря аппетита, плохой сон, жалобы на головные боли, проблемы с желудком.

Что необходимо предпринимать родителям:

  • Осуществлять ненавязчивый контроль за другой деятельностью ребёнка (посещение кружков, секций, участие в общественной жизни класса или школы).
  • Настаивать на соблюдении временного режима нахождения ребёнка за компьютером.
  • Не позволять ребёнку выходить в Интернет бесконтрольно.
  • Больше общаться с ребёнком, вовлекая его в процесс решения реальных проблем.
  • Обращение к психологу, специалисту по нехимическим зависимостям.

3. Выраженная зависимость

Признаки:

  • Ребёнок не контролирует себя.
  • Явная эмоциональная неустойчивость (при нежелательном прекращении игры может бурно реагировать, или не реагировать никак, выглядеть так, словно погружён сам в себя).
  • Уходы из дома с целью поиграть в компьютерные игры у друзей или в компьютерном клубе.
  • Угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером.

Что необходимо предпринимать родителям:

  • Ребёнок нуждается в квалифицированной помощи специалиста, т.к. в дальнейшем очень быстро может перейти на стадию клинической зависимости, при которой помощь оказывается врачом-психиатром в стационаре.

При развитии зависимости у подростка от компьютера и гаджетов взрослые обычно поступают радикально — пытаются запретить ему играть на компьютере. Но нужно понимать: если мы лишаем ребёнка чего-то значимого для него, необходимо найти этому замену. В подростковом возрасте слово «нельзя» говорить неприемлемо — сразу возникает протест. Нужно искать индивидуальные варианты решения возникшей проблемы.

Больше времени проводите вместе, выезжайте на природу, чаще посещайте вместе места, где много его сверстников, например каток. То есть включитесь в жизнь подростка непосредственно, а не дистанционно. Когда родители являются для чада значимыми людьми, когда в семье существует тёплая доверительная атмосфера, тогда у подростка и не возникает желания уйти в компьютер. Запишите ребёнка в спортивную секцию или театральную студию. Если не можете справиться сами, обращайтесь к специалистам, психологам, психиатрам, наркологам.

Запрещать пользоваться компьютером совсем нельзя. Мы живём в век технологий, и знания в этой области будут необходимы в будущем. Компьютер — незаменимый помощник в учёбе. У школьников сейчас широкое поле деятельности: различные презентации, рефераты. Главное не переусердствовать! Необходимо контролировать время, которое подросток проводит за компьютером.

В норме с пятого по седьмой класс (11—14 лет) непрерывно можно заниматься на компьютере 20 минут. В 15—16 лет — 25 минут. Подчёркиваем — непрерывного взора на экран. По длительности в день занятия и игры должны составлять: в 11—13 лет — один час, для старших — полтора часа.

Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребенка –

личный пример самих родителей!

Рекомендации психолога по преодолению игровой зависимости см. здесь

Тест Такера на выявление игровой зависимости см. здесь

Печать

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

  1. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  2. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  3. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  4. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  5. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  6. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  7. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  8. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  9. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  10. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  11. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
  12. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  13. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  14. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться

на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.