Страница школьного библиотекаря

Печать

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДЕТСКОЙ КНИГИ

2 АПРЕЛЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДЕТСКОЙ КНИГИ Книга для детей — это не только и не столько источник информации, сколько окно в новый мир, полный удивительных путешествий и открытий. Книга дает знания, развивает мышление, воображение и речь, но самое главное — учит чувствовать, сопереживать и любить, отличать добро от зла. В наш век информационных технологий книгам все сложнее конкурировать с красочными компьютерными играми и мультфильмами. Увы, многие современные дети не любят читать, предпочитая книжному миру яркий мультипликационный, который сразу показывает картинку целиком, не заставляя думать и фантазировать. Немалую лепту вносят и родители, которым проще отвлечь ребенка мультиком, чтобы немного отдохнуть после работы или заняться делами по дому. Из истории праздника Международный день детской книги отмечается ежегодно 2 апреля уже довольно давно — с 1967 года. Инициатором учреждения праздника стал Международный совет по детской книге (IBBY), а сама идея принадлежала немецкой писательнице Йелле Лепман, сказавшей однажды: «Дайте нашим детям книги, и вы дадите им крылья». Она переводила и редактировала множество детской и юношеской литературы, сама написала несколько книг для детей, а также основала Международную юношескую библиотеку, представляющую собой профессионально составленный сборник лучших детских книг писателей мира. Еще в 1953 году Лепман предложила учредить Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена. С 1956 года премия присуждается автору лучшей детской книги, с 1966 года ее начали вручать и лучшему художнику- иллюстратору. Дата праздника была выбрана не случайно — она совпадает с днем рождения главного детского сказочника Ханса Кристиана Андерсена, подарившего миру множество прекрасных сказок на все времена. Из-под пера мастера вышли «Гадкий утенок», «Снежная Королева», «Дюймовочка» и многие другие произведения. К слову, сам писатель не любил, когда его называли детским сказочником, каждый раз возражая, что пишет в том числе и для взрослых. Андерсен даже распорядился, чтобы на памятнике у его могилы не было изображено ни одного ребенка. Как бы там ни было, а на книгах датского писателя выросло и еще вырастет много поколений малышей. Трудно было выбрать более подходящую дату для празднования Международного дня детской книги. Интересно, что сама по себе детская литература возникла не так уж и давно — примерно в XVII веке. До этого времени детям читали в основном Библию и басни. Международный день детской книги был учрежден для того, чтобы привлечь внимание к проблеме важности чтения детям и детьми. Главная его цель — вовлечь ребят в прекрасный мир литературы, показать все его разнообразие и привить вкус к чтению книг. Пожалуй, самой главной традицией праздника можно назвать проводимую один раз в два года Премию им. Х. К. Андерсена. Церемония награждения всесторонне поддерживается Международным советом по детской книге. На мероприятии чествуют писателей и художников-иллюстраторов, создающих произведения для детей. В настоящее время лауреатами премии являются более 40 человек – иллюстраторы и писатели, в том числе Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Туве Янсон и Джеймс Крюс. Несколько лет назад лауреатом премии имени Х.К. Андерсена стал российский иллюстратор Игорь Олейников, художник –аниматор, иллюстратор детских книг. Среди его работ, выпущенных российскими издательствами, «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла , «Хоббит, или Туда и обратно» Джона Толкиена, «Приключения барона Мюнхгаузена» Э. Распэ. У Международного совета по детской книге есть еще одна награда- Почетный диплом за отдельные книги для детей. за их иллюстрирование и лучшие переводы на языки мира. Среди награжденных такими дипломами – Юрий Коваль, Агния Барто, Сергей Михалков, Ирина Токмакова и многие другие русские писатели и поэты. Роль чтения в жизни детей О том, что читать нужно и полезно, знают, пожалуй, все. Чтение тренирует память. Сначала малыш запоминает свои первые буквы, затем учится складывать их в слоги, потом — в целые слова и, наконец, предложения. При этом хочешь не хочешь, а запомнишь, о чем там говорилось в начале фразы или страничкой ранее. Книга развивает фантазию. Даже если в ней есть яркие иллюстрации, ребенку все равно придется напрячься, чтобы оживить нарисованных героев. Увеличивается словарный запас и развивается речь. Волей-неволей запоминается правильное написание слов. Формируется умение мыслить и строить причинно-следственные связи, что очень пригодится в последующем обучении. Не зря чтение называют работой для души. Читая или слушая, как читают родители, ребенок сопереживает героям, расстраивается и радуется вместе с ними, учится понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Совместное чтение и обсуждение сближает семью и помогает аргументированно отстаивать собственную точку зрения. В конце концов, это просто прекрасный вид досуга, который никогда не даст заскучать. Детские книги – энциклопедия всего интересного, радостного и важного, что только бывает на свете. Сегодняшний праздник – дополнительный повод почитать ребенку на ночь, «подкинуть ему хорошую книгу, а может , и самим перечитать любимые с малых лет книги. Или даже восполнить пробелы прошлого и , наконец, прочитать то, что когда-то пропустили.

4.jpg